Excel - Создание таблиц

Практическая работа №28 

Структура электронных таблиц. Создание таблиц в Excel

Цель работы:  создать документ в электронной таблице Microsof Excel. 
Задачи работы:


  • Овладеть методикой  работы в электронной таблице Microsof Excel.
  • Получить   начальные навыки  работы  в электронной таблице Microsof Excel.
  • Освоить  работу пользователя  в Excel по созданию таблиц,, файлов.


Обеспечивающие средства: Сборник  описаний  практических работ; программа Microsof Excel; персональный компьютер.
Требования к отчету:  Итоги  практической работы  представить в виде файла LAB28.xls на диске (при необходимости  вывести на печать) и оформить отчет по практической работе содержащий ответы на контрольные вопросы.

Технология работы:
1. Создать электронную таблицу

  • Установите курсор мыши на ячейку А1 и щелчком выделите ее. Ячейка окажется в темной рамке, а в поле имени появится ее адрес - А1.
  • Наберите текст «Сводный отчет по отделениям». Текст одновременно появляется в выделенной (активной) ячейке и в строке ввода.
  • Введите набранный текст в активную ячейку рабочего листа. Это можно сделать одним из следующих способов:
  • нажав клавишу <Enter>;
  • щелкнув мышью на кнопке с зеленой «галочкой», расположенной на панели инструментов перед строкой ввода;
  • щелкнув мышью на другой ячейке;
  • покинув текущую ячейку с помощью любой из клавиш навигации (клавиш со стрелками).

Для исправления ошибок во время заполнения ячейки, до того, как текст введен в ячейку, в Вашем распоряжении клавиша <Backspase>. Вы можете также установить текстовый курсор перед ошибкой и поработать клавишей <Del>.
Отменить весь введенный текст можно щелкнув на кнопке с красным крестиком, расположенной на панели инструментов левее строки ввода.
Если Вы уже подтвердили ввод содержимого ячейки и, продолжая работу, заметили ошибку, Вы можете вернуться к ячейке, содержащей ошибку, и включить режим редактирования:

  • либо нажав клавишу <F2>;

либо дважды щелкнув на ячейке мышью.

2. Создание «шапки»


  • Перемещаясь по рабочему листу (ячейки с А3 по F3) создайте заголовки граф будущей таблицы:

 

Ном п./п.

Виды вкладов

Отделение 1

Отделение 2

Отделение 3

Итого

Для экономии времени используйте прием «автозаполнение»:

  • введите в ячейку С3 текст «Отделение 1»;

«зацепите» мышью маленький черный прямоугольник в нижнем правом углу ячейки С3 и, не отпуская левой кнопки, протяните мышь на две ячейки вправо. Отпустите кнопку. В ячейках D3 и E3появится текст, соответственно «Отделение 2» и «Отделение 3».

3. Заполнение исходными данными



Заполните таблицу исходными данными для выполнения расчета:

 

Ном.

Виды вкладов

Отдел 1

Отдел 2

Отдел 3

Итого:

 

1

«До востребования»

1123

951

899

 

 

2

Картсчета

256

89

 

 

 

3

Вклад на 1 мес.

562

426

129

 

 

4

Вклад на 3 мес.

452

581

207

 

 

5

Вклад на 6 мес.

123

198

 

 

 

6

Вклад на 1 год

788

459

157

 

 

7

Рентный вклад

215

107

92

 

 

8

Выигрышный вклад

109

157

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

Для ввода порядковых номеров вкладов (графа1) можно вновь воспользоваться режимом автозаполнения, однако последовательность работы здесь несколько иная:

  • введите в ячейку А4 число 1, в ячейку А5 - число 2;
  • выделите интервал ячеек А4:А5 (щелкните по ячейке А4, нажмите левую кнопку мыши, и , не отпуская кнопки, протяните ее в ячейку А5. Интервал будет выделен общей черной рамкой);
  • «зацепите» мышью маленький черный квадратик в левом нижнем углу выделенного интервала и протяните мышь вниз на 6 ячеек. Отпустите кнопку мыши.

4. Ввод формул 


Внесите расчетные формулы в последнюю графу таблицы, для этого:


  • выделите ячейку F4;
  • начните ввод формулы, нажав клавишу =;
  • щелкните мышью на ячейке С4 (адрес ячейки при этом будет вставлен в формулу);
  • нажмите клавишу +;
  • щелкните мышью на ячейке D4;
  • еще раз нажмите клавишу +;
  • щелкните на ячейке Е4.


В строке ввода Вы увидите сформированную формула -  =C4+D4+E4.


  • подтвердите (введите) формулу в ячейку нажатием кл.<Enter> (либо щелкнув по кнопке с зеленой галочкой расположенной левее строки ввода);
  • скопируйте готовую формулу из ячейки F4 в интервал ячеек F5:F11, используя прием автозаполнения.


В таблице фиксируются не сами формулы, а значения, вычисленные по этим формулам. Формулу для активной ячейки всегда можно увидеть в строке ввода.
Выделите, например, в ячейку F7. Если вы работали правильно, то в ней должна содержаться формула:  =C7+D7+E7. Это еще одна важная особенность пакетаExcel - при копировании формул происходит их модификация относительно формулы-оригинала, что позволяет значительно экономить время на создание таблицы.


  • Внесите расчетные формулы в последнюю графу таблицы, для этого:
  • выделите ячейку F4;
  • начните ввод формулы, нажав клавишу =;
  • щелкните мышью на ячейке С4 (адрес ячейки при этом будет вставлен в формулу);
  • нажмите клавишу +;
  • щелкните мышью на ячейке D4;
  • еще раз нажмите клавишу +;
  • щелкните на ячейке Е4.


В строке ввода Вы увидите сформированную формула -  =C4+D4+E4.


  • подтвердите (введите) формулу в ячейку нажатием кл.<Enter> (либо щелкнув по кнопке с зеленой галочкой расположенной левее строки ввода);
  • скопируйте готовую формулу из ячейки F4 в интервал ячеек F5:F11, используя прием автозаполнения.


  • Внесите формулы в итоговую строку таблицы. Используйте для формирования итогов кнопку «Автосуммирование» :
  • выделите ячейку С12;
  • щелкните мышью на кнопке с изображением знака суммы - , расположенной на панели инструментов  (в результате Excel сам выделит интервал ячеек, расположенных выше активной и содержащих цифровые данные, то есть интервал C4:C11, подвижной пунктирной рамкой, а в строке ввода появится следующая запись - =СУММ(С4:С11). Вам останется только подтвердить (ввести) подготовленную формулу в ячейку таблицы нажатием клавиши <Enter>.
  • скопируйте готовую формулу из ячейки С12 в ячейки D12:F12 используя прием автозаполнения.

Если Вы дважды щелкните на кнопке  , Excel автоматически обработает все ячейки, находящиеся сверху до первой пустой, содержащей текст или промежуточный итог, не требуя специального подтверждения. Если ячейки, расположенные над активной пусты, а те, которые находятся слева заполнены цифровыми данными или содержат вычисляемые по формулам значения, то именно они принимаются в форму суммы.
Очевидно, что способ «Автосуммирование» мог быть использован и в графе «Итого» нашей таблицы.
Формулы, как и другие составляющие электронных таблиц, можно редактировать. Для этого достаточно:

  • либо дважды щелкнуть на ячейке, содержащей ошибку;
  • либо, после выбора ячейки с ошибкой нажать на клавиатуре F2.

5. Установка защиты


Очевидно, что сформированная Вами  таблица-отчет может быть использована неоднократно для различных наборов данных (например, для другого отчетного периода). Чтобы случайно не испортить «неизменяемые» элементы таблиц (заголовок, «шапку», и ,главное, формулы) для них устанавливают защиту.

  • Проверьте, есть ли на панели инструментов кнопка «Блокировать ячейку» . Она отличается тем, что выглядит как бы нажатой (утопленной), т.е. «по умолчанию» Excel запретит любое изменение Вашей таблицы в случае, если Вы установите защиту рабочего листа. 
  • В случае, когда кнопки нет необходимо поступить так:
  • в меню «Вид» выбрать пункт «Панели инструментов»;
  • в раскрывшемся диалоговом окне щелкнуть на кнопке «Настройка»;
  • в окне «Настройка панелей инструментов» в списке «Категории» выбрать «Дополнительные средства», в появившемся на экране наборе кнопок найти кнопку с изображением замочка;
  • зацепить кнопку мышью и перетащите на панель инструментов;
  • щелкнуть по кнопке «Закрыть» окна диалога «Настройка панелей инструментов». Кнопка «Блокировать ячейку» на панели инструментов сразу станет выглядеть нажатой.
  • Отметьте все ячейки, содержащих изменяемые данные (в нашей таблице интервал C4:D11), щелкните по кнопке  (отключите блокировку);
  • Установите защиту листа:
  • в меню «Сервис» выберите команды «Защита», «Защитить лист».
  • в появившемся окне диалога щелкните по кнопке <OK>. (Пароль желательно не вводить).
  • Попытайтесь теперь изменить значение любой из заблокированных ячеек таблицы (например, F7. Операция не выполняется, а на экран выдается сообщение:

  

  • Измените значение ячейки D5 на 88, значение ячейки D6 - на 456 (операция проходит успешно).

Нажимая клавишу <Tab> можно перемещаться по таблице от одной незащищенной области к другой.
Если все же необходимо изменить содержимое защищенных ячеек, необходимо выбрать в меню «Сервис» пункт «Снять защиту листа».

Перед завершением работы записать сформированную таблицу на диск:
в меню “Файл” выберите пункт “Сохранить как”;

  • в появившемся окне диалога в списке “Папка” выберите свой рабочий каталог (например, каталог Группа №  на диске );
  • в поле “Имя файла” введите имя файла, (например, LAB10.xls)

нажмите кнопку «Сохранить» в окне диалога.

Контрольные вопросы:


  1. Особенности документа созданного в ЭТ Excel
  2. Особенности интерфейса среды  Excel
  3. Дать краткую характеристику основным понятиям электронной таблицы: Книга, Рабочий лист, Строка, Столбец, Ячейка, Блок ячеек.